Методики Марии Монтессори

Модератор: мамоля

Ответить
Сообщений: 15 Страница 1 из 1

Сообщение
Автор
10-03, 14:13
Всем кому интересна эта методика, все кто ее использует в развитии своих детей или хочет узнать о ней - пишите. Это очень интересная методика. Мария Монтессори итальянский врач-психолог, родилась в 1870 году. Её методика и опыт проверены временем и применяются для образования и развития детей во многих странах!

Изображение
22-03, 00:21
Каждому ребенку от природы дано быть умным, талантливым и успешным человеком. Каждый ребенок – это уникальная и неповторимая личность. И в каждом ребенке от природы заложена внутренняя потребность познавать окружающий мир. А задача взрослых заключается в том, чтобы помочь малышу раскрыть свой талант, найти себя в этом огромном мире, познать этот мир и научить своего ребенка быть самостоятельным. Да-да, быть самостоятельным! Для этого, считала Мария Монтессори, очень важно создать определенную среду, в которой ребенок захочет и, главное, сможет проявить свои индивидуальные способности, сможет обучаться и развиваться в собственном ритме. Находясь в такой среде, ребенок познает мир в той форме, которая идеально соответствует его естественным потребностям.
Развивающая среда включает в себя множество зон, где для ребенка доступны пособия, игры, развивающий материал. Можно выделить пять зон развития, которые малыш последовательно осваивает за время пребывания в группе.
В первую очередь, это конечно зона практической жизни, здесь ребенок учится заботиться о себе, обучается правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, мыть руки, подметать полы, чистить и резать овощи и фрукты и многому другому. Упражнения практической жизни включают в себя также материалы, которые связаны с переливанием, пересыпанием, ношением и сортировкой предметов - все то, что развивает движения руки и является подготовительным этапом перед освоением письма, чтения и математических абстракций.
В зоне сенсорного развития малыш может получить все ощущения, которых так не достает в жизни - с помощью материалов, находящихся здесь, он развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов, и конечно развить мускульную память.
Нахождение в сенсорной зоне является важным подготовительным этапом перед вступлением малыша в математическую зону - поработав с сенсорным материалом и научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. Причем обучение математике проходит очень естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок научился операциям сложения, вычитания, умножения и деления, освоил порядковый счет - все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.
Но этим не исчерпывается все многообразие материалов, содержащихся в подготовленной среде. Малышу как носителю языка необходима и зона языкового развития, без которого не возможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.
Также совершенно очевидно, что полноценное личностное развитие не может состояться без того, чтобы у ребенка не сформировалась целостная картина мира - и эту задачу решает зона космического воспитания, где малыш узнает основы ботаники, зоологии, анатомии, географии и других естественнонаучных дисциплин.
Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Её идеи пронизаны огромным уважением к ребенку, безграничной верой в природу ребенка, стремлением исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека. Основным принципом метода Монтессори является отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира. Необходимо просто подтолкнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. "Помоги мне сделать это самому"- вот девиз методики Марии Монтессори. Метод Монтессори пробуждает и развивает естественное желание учиться, развиваться, узнавать новое. При этом в том объеме, который ребенок в состоянии усвоить. Он делает не просто то, что хочет, а то, что может, к чему готов. И поэтому родителям не стоит бояться перегрузок и потери интереса к учебе. Большинство родителей хотят реализовать в ребенке свои нереализованные мечты. А ребенок индивидуален. И тот выбор, который он делает, не случаен. Он соответствует той программе саморазвития, которая в нем заложена от рождения. Ничего не надо навязывать ребенку, надо лишь наблюдать и помогать. Монтессори призывает нас не ускорять развитие детей, но и не упустить момент и вовремя раскинуть перед ребенком скатерть самобранку, на которой ему откроется уменьшенная безопасная модель всего нашего мира. Сначала глаза малыша разбегутся, а потом найдут то, что ему нужно здесь и сейчас. В группах Монтессори ребенок учится самостоятельно. Ребенок самостоятельно выбирает зону и конкретный Монтессори-материал, с которым хочет работать. Роль педагога состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка. Основное правило в группе - свобода ребенка, свобода и дисциплина! Приходя в группу, он сам выбирает вид деятельности, выбирает время, место, партнера. Вот свобода выбора. Но она не абсолютна. Ребенок знает, что существуют ограничения и правила, которые он очень быстро усваивает. Он может работать один или с другими детьми, этот выбор он тоже делает обычно сам. Ребенок работает в собственном темпе, в методе Монтессори нет соревнования.
Еще одним важным моментом в методике Марии Монтессори является развитие детей во время благоприятного (сензитивного) периода, что способствует достижению наилучших результатов. Мария Монтессори вывела психологическую и педагогическую аксиому, которая гласит, что в процессе развития личности бывают периоды спада и подъема. То есть, когда наступает благоприятный (сензитивный) период, ребенок становится наиболее восприимчивым к формированию тех или иных навыков. И заложенные в нем природой способности развиваются без особых усилий с его стороны. Так, например, с рождения до 5 лет – период активного чувственного развития, от 2 до 4 лет – период формирования представления о порядке и аккуратности и т.д. (см."Не упустите момент!")
Дети, посещающие группы Монтессори, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной, что позволяет им без труда поступать в самые разные школы!

Изображение
23-03, 13:53
Спасибо за информацию. zzz_020.gif
23-03, 22:43
Ну как? Понравилась методика? Она очень простая. Ничего не надо навязывать детям, просто все пособия, книги, развивалки и прочий материал должны быть доступны для ребенка (у нас всё на полочках разложено). Ребенок сам выбирает чем заниматься, а мама помогает. По-тихоньку материал обновляется. А ребенок по-тихоньку развивается в естественных условиях.

Изображение
24-03, 17:02
Я тоже поклонница методики Монтессори. Дома держим много игрушек, а Аришка сама выбирает во что ей играть. Любит и деревянные дощечки с вкладышами (по Монтессори), хотя у неё и не мовсем ещё получается. Маленькая ещё (9,5 мес.), но мы поддерживваем её стремление и помогаем, чем можем :grin:

"Заходите на огонёк" Изображение
Изображение
Изображение
24-03, 23:22
Сенечка, ты же должна знать, что по Монтессори не игрушки, а рабочий метериал. Ребенок не играет, а работает. :wink:
А вы куда-нибудь ходите заниматься? Мы ходим в центр Монтессори. К сожалению дома не возможно создать все зоны. И главное, Маша, в центре работает только с тем материалом, которого нет дома (любит манку просеевать, розовую башню строить, из гречки фигурки выискивать и в манке рисовать).

Изображение
25-03, 00:41
мамоля писал(а):
Ну как? Понравилась методика? Она очень простая. Ничего не надо навязывать детям, просто все пособия, книги, развивалки и прочий материал должны быть доступны для ребенка (у нас всё на полочках разложено). Ребенок сам выбирает чем заниматься, а мама помогает. По-тихоньку материал обновляется. А ребенок по-тихоньку развивается в естественных условиях.

Да понравилась. Будем пробовать. Но мне кажется что, мы ещё маленькие для этого. Я пыталась сегодня позаниматься с малышом, но мне кажется что ещё не время. Дала с водой позаниматься,он её на себя вылел. Дала с фасолью позаниматься, он её начал в рот совать. :roll: Я думаю, что 1,5 года - оптимальный возраст для занятий по этой методике,но ни как не раньше. :no:
25-03, 22:56
Понимаешь, эффект ошибки тоже очень важен. И он необходим. А как иначе малыш будет учиться? Самое главное, чтобы ребенок сам выбрал род занятий, а не мама ему предложила. И если он захотел поработать с водой, то мама должна и показать, и рассказать. Конечно, малыш не сразу начнет всё делать аккуратно и правильно. Но он учится этому. Если пролил воду - мама указала на ошибку. И убирать за собой должен малыш сам. Тряпку - маме, тряпку - ребенку и вперед. Именно этому малыш и учится, не шарики ситечком вылавливать, а не проливать, не брызгать и убирать за собой. В подготовленной среде малыш может и разливать, и рассыпать, и разбивать, это всё эффект ошибки, но он должен сразу за собой убирать. Если он еще мал, то убирает мама, а он смотрит и учится. Вообще методика Монтессори ориентирована на деток с 8 месяцев. Так что вам вовсе не рано. Занятия с водой лучше проводить в ванной во время купания. Пусть ванна и будет "мокрой" зоной, где можно проливать, переливать, взбивать пену, мыть губкой стены, посуду в тазике, стирать,вылавливать шарики и так далее.
Мы вот на последнем занятии 15 минут рисовали, а 30 минут мыли кисточку под струей воды. Маша мокрая была вся, хоть выжимай. Но это и есть процесс работы. А иначе как она научится мыть аккуратно и быть при этом сухой?

Изображение
26-03, 15:05
Мы вчера пытались рисовать пальчиком на манке, пересыпать пшено из емкости в емкость. Тимуру очень понравилось заниматься. :good: Конечно манка и пшено были не только на подносе, но и на полу. Но главное, что это ему интересно и он развивается. Будем дальше пробовать и познавать!
27-03, 22:12
Мамоля, расскажи с чего начинать. Мы правда еще маленькие, 5,5 месяцев, но очень хочется попробовать.

Изображение
28-03, 19:23
Обязательно напишу, вот только подготовлю материал.

Изображение
29-03, 01:52
Сложный вопрос – с чего начать. Наверное, с изучения этой методики взрослыми и переоборудования собственного дома. Ведь, дом это место, где ребенок не только живет, но и учится. Можно выделить отдельную комнату для создания развивающей среды, но не у всех есть такая возможность. Тогда лучше всю квартиру превратить в такую среду и создать в ней несколько развивающих зон. На кухне малыш будет работать с крупами, рисовать манкой, учиться мыть посуду, полы, лепить тесто и т.д. В ванной, во время купания – работать с водой: вылавливать ситечком шарики, переливать воду из кувшина в ведерко и обратно, измерять количество воды в ведерке губкой, взбивать пену, даже простая маленькая клизмочка может пригодиться – ей можно набирать воду из одной емкости и переливать в другую. В комнате, где малыш играет, тоже нужно всё пересмотреть и, по возможности, переделать. Необходимо создать зону творчества. Для этого нужен детский стол, стульчик и место (любая этажерка, полочки), где будут размещаться краски, пластилин, карандаши, кисточки, цветной картон, бумага и пр. Кстати, бумага для рисования должна быть любая – обычные листы, цветные листы, гофрированная бумага, калька, большие листы и маленькие, в общем, любые – мало ли на чем захочется творить маленькому художнику. Всё это должно быть доступно для малыша. Но опять же, ориентироваться нужно на возраст. Я, пока, такие вещи убираю, т.к. пластилин мы съедим, карандаши обгрызем, бумагу сомнем и порвем. Хорошо еще создать спортивный уголок – шведская стенка, турник, кольца, небольшая горка, мат, различные мячи, качели. Это для физического развития малыша. Ну, и самое главное, игрушки. По Монтессори малыш не играет, а работает. Он учится, и ему нужны не игрушки, а пособия, материалы для обучения и развития. У ребенка обязательно должны быть: кубики, пирамидка, матрешки, шнуровки, сёртеры, рамки Монтессори, колотушки, мозаика, юля (нормальная, обычная), игрушки БИ-БА-БО, посудка (и у мальчика тоже), деревянные пазлы, любые конструкторы, куколки для кукольного театра (я собрала коллекцию обычных резиновых игрушек. У нас есть все герои для русских народных сказок: дед, баба, внучка, курочка Ряба, петушок, лиса, волк, три медведя, заяц, мышка, лягушка, колобок, кот, пес, репка, яичко.), музыкальные инструменты (барабан, маракасы, клавесин, дудка, гармошка, маленькое пианино или синтезатор). Сейчас выбор развивающих игрушек очень велик. Главное помнить, что любая игрушка должна нести какую-то функцию, она должна - что-то развивать - мелкую моторику (шнуровки, юла), сенсорику (пирамидка, матрешки), фантазию (игрушки БИ-БА-БО). И все эти пособия должны лежать не в одной большой коробке, а должны быть разложены по полочкам, чтобы малыш не только мог в любое время взять необходимую игрушку, но и приучался к порядку, убирая всё на свои места.
В общем, у малыша в доме всё должно быть по-настоящему: свой стол и стул, своя полочка для книг и игрушек, своя вешалка, свой шкафчик, свои тазик, ведерко, швабра, губка, тряпочка, совок и даже свои обязанности: поиграл – убери на место, пролил – вытри, просыпал – подмети.

Изображение
19-04, 17:54
У каждой методики есть свои минусы. И методика Марии Монтессори не исключение. Главный минус этой методики заключается в том, что Монтессори-педагогика, великолепно развивая аналитические способности, логику, мелкую моторику, т.е. сферы деятельности, контролируемые левым полушарием, практически не уделяет внимание "творческому" правому, которое, в отличие от левого, познает мир целостно. В классической Монтессори-группе не играют в спонтанные творческие игры - здесь их считают бесполезными, не способствующими интеллектуальному развитию ребенка, а, наоборот, тормозящими его. У детишек, занятых интеллектуальными играми, практически не остается времени для банальных кукол и пряток. На самом же деле без ролевой игры нормальное эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша невозможно.
Столь же решительно отвергает Монтессори-педагогика детское творчество, в частности рисование, и вообще считает склонность к фантазиям - отклонением, желанием замкнуться и уйти от проблем, встающих перед крохой в жизни.
Непростая ситуация складывается и с чтением, которому, казалось бы, уделяется столько внимания. Монтессори-педагогика напрямую не отрицает художественную литературу для детей, но терпит ее лишь потому, что "в сказках содержится не только огромный словарный запас, но и элементы фольклора, и в этом смысле они полезны для развития ребенка".
Но это всё относится к классическому методу Монтессори. Мы, например, отошли от таких её принципов. Наша первая зона была - зона творчества. А в игровой комнате есть уголок для ролевых игр, где стоит домик, кухонка, живут куклы.
Главное это свобода, свобода мыслящего, образованного человека, умеющего отвечать за себя и свои поступки, человека, уважающего право других людей на такую же степень свободы. Этому мы учим наших детей. Именно этот принцип я взяла за основу. Мой ребенок - такой же как и ваши детки - он уникален и неповторим, он наделен безграничными возможностями и жаждой познания. И моя задача - уважать его право быть самим собой, ежедневно и ежечасно создавать для него развивающую среду, где он мог бы удовлетворить свою любознательность, мягко и тактично направляя кроху на пути познания. Вот что главное, а всё остальное - условности.

Изображение
16-01, 14:33
Мы тоже ходим в центр Монтессори уже год. Начали в 1,1 год. Я решила пойти попробовать, но уже с первых занятий поняла, что ему это очень интересно. Даже сейчас 1,5 часа пролетают для него не заметно. Ему всегда не хватает времени и он очень расстраивается, что нужно уходить.

Изображение
25-02, 09:32
Надо попробовать,интересная методика. Только дома совсем мало места :(

Я молодая мама,я без ума от своей маленькой дочки.Рисую,танцую,занимаюсь спортом. Жизнь замечательна,если есть дети! Изображение Изображение

Сообщений: 15 Страница 1 из 1
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron