Девочки, всем доброго дня.
Хочу предложить для обсуждения тему качества образования.
Как вы его оцениваете в вашем городе? Удовлетворительно? Беспокоит?

И в качестве развертки темы статья
"Размышления о качестве образования"

Часть 1.
В концепции Федеральной целевой программы развития образования
на 2006 - 2010 годы говорится:
«Современная российская система образования характеризуется фактическим отсутствием ответственности учебных заведений за конечные результаты образовательной деятельности. Не развиты в достаточной степени независимые формы и механизмы участия граждан, работодателей, профессиональных сообществ в решении вопросов образовательной политики, в том числе в процессах независимой общественной оценки качества образования».

В настоящее время качество образовательного учреждения определяется процентом выпускников, поступивших в высшее учебное заведение. Этот критерий, безусловно, был бы очень показательным, если бы качество современных вузов не вызывало сомнений и не было бы платного обучения. Современный выпускник среднего учебного заведения имеет возможность поступить на бесплатное обучение в вуз за взятку или в результате организованной за деньги победы на олимпиаде или в конкурсе. На платное обучение поступить еще легче: конкурентоспособность будущего студента определяется толщиной кошелька его родителей.

Качество вообще – это свойство, обеспечивающее существование системы.

Образование складывается из воспитания и обучения.

Качество воспитания определяется не уровнем постановки воспитательной работы в учебном заведении, а культурным уровнем социального окружения ребенка в период формирования его эмоциональной сферы. Этот период начинается с момента рождения (существует мнение, что даже раньше) и заканчивается в 6 лет. То есть, на качество воспитания учебное заведение повлиять не может, если не использует в своей работе методов вмешательства в подсознание ребенка –НЛП и другие формы «зомбирования». Но такие формы вмешательства категорически запрещены законом об образовании. Значит, имеет смысл говорить только о качестве обучения.

Качество обучения складывается из трех частей:
1. Качества информации;
2. Качества преподавания;
3. Качества усвоения.

Остановимся подробнее на качестве информации. Критерии качества информации:
1. Истинность;
2. Полнота;
3. Своевременность.
Как определить истинность информации? Существует критерий истины – практика и критерий лжи – противоречие.

В науке истинной считается только такая информация, которая подтверждена тремя независимыми лабораториями мира. Такую информацию можно найти в авторитетных научных и научно-популярных изданиях в виде текстовых, фото и кинодокументов.

Критерий лжи – противоречие применять еще легче. Закон логики утверждает, что два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении. Поэтому, если в учебнике есть противоречие, то можно усомниться в истинности всей информации, содержащейся в нем, поскольку автор этого учебника не дружит с логикой и, возможно, собирал учебный материал из сомнительных источников.

Одним из самых распространенных противоречий, встречающихся в учебниках, является заявочное противоречие. В названии заявляется одно, а в содержании видим другое. Например, один из учебников физики за 7 класс называется «Механика», а в тексте даются элементы философии, метрологии, оптики. Учебник математики содержит не математические, а логические задачи.

Полнота информации тоже является одним из больных мест современных учебников. Например, учебник ботаники, если он претендует на полноту, должен описывать все органы всех растений Земли. Учебник МХК должен содержать фотографии всех картин всех художников мира. Это невозможно, если учебник имеет привычную форму книги, но современная техника позволяет нам создать электронные учебники по всем предметам и максимально приблизиться к идеалу.

Своевременность информации тоже является больным вопросом и не только отечественной, но и мировой педагогики. Максимальный объем информации о мире ребенок должен получить в возрасте «почемучек», то есть до шести лет. В то время, когда мозг его еще растет, в нем образуются новые связи, когда ему все интересно.

Лев Николаевич Толстой говорил, что с 2 до 5 лет человек познает больше, чем за всю оставшуюся жизнь.

Наиболее детально процесс раннего обучения детей разработан и описан Гленом Доманом в книге «Как дать ребенку энциклопедические знания». Основным учебным материалом в его системе являются так называемые «биты» информации – карточки, размером 20Х20 см с изображением объектов техники, животных, растений, произведений искусства и т. п. Демонстрируют биты ребенку по нескольку раз в день, до тех пор, пока он не утратит интереса к ним, тогда их заменяют новыми. Начинают работу с пятидневного возраста ребенка. Это позволяет уже к 4 годам сформировать у него базу знаний, сравнимую с базой знаний взрослого человека.

Часть 2 можно найти по адресу - http://ave-samara.narod.ru/articles/education-2.html

Часть 3 можно найти по адресу - http://ave-samara.narod.ru/articles/education-3.html