В процессе развития личности бывают периоды подъема и спада. Когда наступает благоприятный период, малыш становится наиболее восприимчивым к формированию определенных умений и навыков, а заложенные в нем способности развиваются без особых усилий с его стороны. Но благоприятные периоды приходят и уходят безвозвратно. К сожалению, повлиять на этот процесс невозможно. Но в ваших силах в нужное время создать максимально подходящие условия для развития малыша.
Когда же настанет этот период и как к нему готовиться? Познакомьтесь с кратким описанием некоторых сензитивных периодов. Абсолютно точных сроков их наступления не существует, каждый малыш развивается в своем ритме, поэтому возраст указан приблизительно.

«Смотрите, кто заговорил!» От рождения до 6 лет – период активного развития речи.
К 4,5 месяцам младенец уже способен по-своему воспринимать речь. Малыш смотрит на губы говорящего, поворачивает голову в ту сторону, откуда слышится звук. В этом же возрасте дети активно учатся подражать звукам. К году ребенок начинает говорить первые сознательные слова. Словарный запас увеличивается очень быстро. К полутора годам ребенок начинает пытаться выражать свои чувства, желания. Малыш говорит пока на своем «детском» языке. Он начинает осваивать грамматические основы родного языка. В это время очень важно как можно больше разговаривать с ним, рассказывать, читать. Но ни в коем случае не «сюсюкать», не повторять его слова, даже если они умиляют вас до слез.
Мечта любого родителя – понять, что думает его малыш. Такая возможность вам представится в возрасте 2-2,5 лет, когда малыш начинает разговаривать «сам с собой». Послушайте, как он умеет строить логические цепочки, насколько последовательны его мысли. Не упустите момент! Этот этап довольно короткий – монологи постепенно становятся внутренними.
В 3-4 года ребенок начинает использовать слова для того, чтобы решить свои проблемы, выразить эмоции и желания. В этом возрасте дети интересуются буквами – символами звуков. К 4,5-5 годам ребенок готов учиться читать – без принуждения и самостоятельно.

«Мир полон запахов и цвета». От рождения до 5 лет – период активного чувственного (сенсорного) развития.В тот период ребенок особенно восприимчив к цвету, форме, размерам предметов, окружающим звукам. Сначала информацию о мире он получает через тактильные ощущения, запахи. Затем более главными источниками информации становятся зрение и слух. Ребенок запоминает внешний вид предметов, узнает знакомые ему изображения. Все развивающие игрушки, рекомендованные для этого возраста, учитывают эту особенность.

«Я двигаюсь – значит я существую!». От рождения до 3,5 лет – движение как способ познания мира.
Первые движения малыша неуверенны и беспомощны, и на первый взгляд кажутся абсолютно бессмысленными. Тем не менее, они необходимы ребенку для освоения окружающего пространства. Он активно учится трогать, хватать, дотягиваться, переворачиваться, сидеть, ползать, ходить. Движения малыша становятся всё более сложными, требующими координации. Чем сложнее движение, тем больше требуется не только физических, но и умственных усилий.

«Делай как я!». От 2 до 4 лет – период формирования представления о порядке и аккуратности.Это «золотой» период для приучения ребенка к аккуратности. Он испытывает настоящую страсть к неведению порядка! Для малыша важны чувство постоянства, строго определенный жизненный уклад. У каждого предмета есть свое место. Ребенок спит, ест на одном и том же месте, у него есть собственная посуда. Малышу необходимо (даже если он не осознает этого) видеть каждое утро свои игрушки аккуратно сложенными и там, где они должны быть, несмотря на то, что вечером он сам их разбросал. Увы, без вашей помощи соблюдать порядок ребенок не научится. Поэтому вам придется постоянно наводить порядок на его «территории».
Дорогие родители, помните, что рядом с вами постоянно находится маленький, но очень придирчивый наблюдатель. Большинство взрослых предпочитают дома «отдохнуть» от каких-либо норм и условностей. Между тем для ребенка ваше поведение пока еще единственный образец, эталон для подражания. Спросите себя, всегда ли вы дома пользуетесь салфеткой, носовым платком, убираете вещи на свои места?
Как ни покажется это странным, ребенок любит соблюдать режим. Только не тот, о котором мечтаете вы, а свой собственный. Обычно он формируется в первый год жизни. Придется поломать голову над тем, чтобы режим дня устраивал и вас и малыша. А потом останется только поддерживать его на протяжении второго и третьего года жизни ребенка.
Внутреннее представление о порядке (об отсутствии порядка), сложившееся в этот период, не изменится в течение всей дальнейшей жизни.

«Что такое хорошо и что такое плохо». От 2,5 до 6 лет – период усвоения норм поведения в обществе (период социализации).Ребенок учится общаться и одинаково быстро запоминает как хорошие примеры, так и плохие. Он будет подражать тому, что видел на улице, дома, в детском саду, по телевизору. Что делать, если малыш сделал или сказал то, что, по вашему мнению, недопустимо? Сердиться, а тем более кричать, - худший вариант поведения. Обращайте внимание ребенка на положительные примеры. Чем больше и чаще вы будете это делать, тем лучше будут результаты.
Оградить малыша от жизни, а она имеет и темные стороны, не удастся, но зато можно попробовать научить его понимать и осознавать, что такое хорошо и что такое плохо.