Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась как классический дидактический материал. С помощью матрёшки можно научить детей выделять разные качества величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объёму. Всё это конечно же способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей.
Чтобы матрёшка имела развивающий эффект необходимо открыть её свойства и научить малыша играть с ней. Усевшись за столик вместе с ребёнком, вы торжественно достаёте большую матрёшку и восхищаетесь её красотой:"Посмотри, какая красавица к нам пришла! Её зовут Матрёша. Какой у неё платочек, какие щёчки..." Полюбовавшись ею, вы берёте игрушку в руки и удивлённо говорите:"Что-то она тяжёлая, и гремит. Почему? Давай посмотрим!" Открывая матрёшку, вы вместе с малышом произносите слова:"Матрёшка -матрёшка, откройся немножко!" Процесс открывания матрёшки можно слегка растянуть, чтобы усилить ожидание и любопытство ребёнка. Открыв большую матрёшку и обнаружив в ней другую, вы удивляетесь и рассматриваете её вместе с ребёнком, как и первую. Поставив две матрёшки рядом, предложите малышу сравнить их. Спросите, какая выше, а какая ниже, какой платочек у маленькой, какого цвета фартук у большой. Объясните, что по форме обе матрёшки одинаковые, а по размеру разные. После этого предложите узнать, не спрятался ли в новой матрёшке ещё кто-нибудь. Теперь пусть появится следующая, третья матрёшка. Поставьте её рядом и сравните с предыдущими. Так продолжается до тех пор, пока все матрёшки не выйдут. Затем можно предложить поиграть в детский сад. Объясните малышу, что матрёшки, как и дети, ходят в детский сад, но большие пойдут в старшую группу, а маленькие - в младшую. Отгородите место на столе для старшей и младшей группы и предложите отвести каждую из матрёшек в подходящую группу - пусть это решает сам ребёнок. Если он перепутает, поставьте две матрёшки рядом и спросите, какая больше. Когда все матрёшки попадут в соответствующие группы, подведите итог, что высокие матрёшки попали в старшую группу, а маленькин - в младшую. "А теперь пусть наши матрёшки пойдут гулять. Пусть старшие поведут своих подружек из младшей группы". Попросите ребёнка сначала собрать на прогулку, т.е. построить по росту, старших матрёшек. Потом нужно для каждой старшей матрёшки найти соответствующую пару в младшей группе. Предложите малышу взять самую большую матрёшку, пойти с ней в младшую группу и найти ей подходящую пару - самую большую среди маленьких. Когда он выберет подходящую пару для большой, попросите отвести обеих матрёшек на другой край стола, где у вас будет детская площадка. Первая пара уже пошла гулять, а вам нужно подобрать следующую, т.е. выбрать вторую по величине матрёшку в старшей и младшей группе. Когда все 5 или 6 пар будут готовы, матрёшки гуляют по столу: прыгают, поют и пр. На "прогулке" можно играть в прятки. Маленькие матрёшки пусть попросят более крупных спрятать их, а остальные ищут пропавших подружек. Убедитесь вместе с ребёнком, что спрятаться в матрёшке может только та, что меньше ростом, а более крупная в маленькую не поместится. После этой процедуры приходит время обедать. Вы достаёте набор тарелок - кружочков разной величины в соответствии с количеством матрёшек и предлагаете ребёнку подобрать для каждой подходящую тарелочку - самую большую - для самой высокой матрёшки, чуть поменьше для следующей и пр. Здесь уместны разные шутки - например, маленькая матрёшка захотела поесть из большой тарелки. Возле одной тарелки могут оказаться сразу 3 матрёшки, а кто-то из них может забрать себе две порции. В конце концов вы с малышом всё же наводите порядок и каждая матрёшка съедает свой обед. После обеда нужно спать. В качестве кроваток можно использовать бумажные полоски разной величины. Они опять разделяются на две группы - старшую и младшую - малыш отводит каждую группу в свою спальню, где выбирает для них кроватки. Сначала нужно уложить младших, а потом старших. С вашей помощью матрёшки могут иногда исчезать. Обнаружив вместе с малышом пустую кроватку, подскажите ему, что кто-то из них спрятался и нужно догадаться кто. Сравнив размер пустой кроватки с остальными, ребёнок сам должен определить рост пропавшей матрёшки - из какой она группы, где самые близкие к ней по росту. Когда он сможет приблизительно определить рост исчезнувшей матрёшки, она вдруг появится и извинится за непослушание. После игры не оставляйте матрёшку для свободного пользования, пока малыш не научится играть с ней осмысленно. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребёнок быстро утратит к ней интерес, а её отдельные части будут разбросаны и быстро растеряются.
Чтобы матрёшка имела развивающий эффект необходимо открыть её свойства и научить малыша играть с ней. Усевшись за столик вместе с ребёнком, вы торжественно достаёте большую матрёшку и восхищаетесь её красотой:"Посмотри, какая красавица к нам пришла! Её зовут Матрёша. Какой у неё платочек, какие щёчки..." Полюбовавшись ею, вы берёте игрушку в руки и удивлённо говорите:"Что-то она тяжёлая, и гремит. Почему? Давай посмотрим!" Открывая матрёшку, вы вместе с малышом произносите слова:"Матрёшка -матрёшка, откройся немножко!" Процесс открывания матрёшки можно слегка растянуть, чтобы усилить ожидание и любопытство ребёнка. Открыв большую матрёшку и обнаружив в ней другую, вы удивляетесь и рассматриваете её вместе с ребёнком, как и первую. Поставив две матрёшки рядом, предложите малышу сравнить их. Спросите, какая выше, а какая ниже, какой платочек у маленькой, какого цвета фартук у большой. Объясните, что по форме обе матрёшки одинаковые, а по размеру разные. После этого предложите узнать, не спрятался ли в новой матрёшке ещё кто-нибудь. Теперь пусть появится следующая, третья матрёшка. Поставьте её рядом и сравните с предыдущими. Так продолжается до тех пор, пока все матрёшки не выйдут. Затем можно предложить поиграть в детский сад. Объясните малышу, что матрёшки, как и дети, ходят в детский сад, но большие пойдут в старшую группу, а маленькие - в младшую. Отгородите место на столе для старшей и младшей группы и предложите отвести каждую из матрёшек в подходящую группу - пусть это решает сам ребёнок. Если он перепутает, поставьте две матрёшки рядом и спросите, какая больше. Когда все матрёшки попадут в соответствующие группы, подведите итог, что высокие матрёшки попали в старшую группу, а маленькин - в младшую. "А теперь пусть наши матрёшки пойдут гулять. Пусть старшие поведут своих подружек из младшей группы". Попросите ребёнка сначала собрать на прогулку, т.е. построить по росту, старших матрёшек. Потом нужно для каждой старшей матрёшки найти соответствующую пару в младшей группе. Предложите малышу взять самую большую матрёшку, пойти с ней в младшую группу и найти ей подходящую пару - самую большую среди маленьких. Когда он выберет подходящую пару для большой, попросите отвести обеих матрёшек на другой край стола, где у вас будет детская площадка. Первая пара уже пошла гулять, а вам нужно подобрать следующую, т.е. выбрать вторую по величине матрёшку в старшей и младшей группе. Когда все 5 или 6 пар будут готовы, матрёшки гуляют по столу: прыгают, поют и пр. На "прогулке" можно играть в прятки. Маленькие матрёшки пусть попросят более крупных спрятать их, а остальные ищут пропавших подружек. Убедитесь вместе с ребёнком, что спрятаться в матрёшке может только та, что меньше ростом, а более крупная в маленькую не поместится. После этой процедуры приходит время обедать. Вы достаёте набор тарелок - кружочков разной величины в соответствии с количеством матрёшек и предлагаете ребёнку подобрать для каждой подходящую тарелочку - самую большую - для самой высокой матрёшки, чуть поменьше для следующей и пр. Здесь уместны разные шутки - например, маленькая матрёшка захотела поесть из большой тарелки. Возле одной тарелки могут оказаться сразу 3 матрёшки, а кто-то из них может забрать себе две порции. В конце концов вы с малышом всё же наводите порядок и каждая матрёшка съедает свой обед. После обеда нужно спать. В качестве кроваток можно использовать бумажные полоски разной величины. Они опять разделяются на две группы - старшую и младшую - малыш отводит каждую группу в свою спальню, где выбирает для них кроватки. Сначала нужно уложить младших, а потом старших. С вашей помощью матрёшки могут иногда исчезать. Обнаружив вместе с малышом пустую кроватку, подскажите ему, что кто-то из них спрятался и нужно догадаться кто. Сравнив размер пустой кроватки с остальными, ребёнок сам должен определить рост пропавшей матрёшки - из какой она группы, где самые близкие к ней по росту. Когда он сможет приблизительно определить рост исчезнувшей матрёшки, она вдруг появится и извинится за непослушание. После игры не оставляйте матрёшку для свободного пользования, пока малыш не научится играть с ней осмысленно. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребёнок быстро утратит к ней интерес, а её отдельные части будут разбросаны и быстро растеряются.